Австрия. Вена

В ходе любой туристической поездки интереснее всего совершать открытия, видеть и узнавать такое, о чем до того не имел ни малейшего представления. Подобные впечатления оказываются наиболее яркими, и потом, после возвращения домой, именно рассказы о разных экзотических местах пользуются наибольшим успехом у друзей и знакомых. Да и самому рассказчику, что греха таить, бывает приятно почувствовать себя в роли Марко Поло или хотя бы Афанасия Никитина…

Зато мое последнее путешествие изначально вроде бы не обещало ничего подобного – ведь на этот раз я собрался в центральную Европу, где любой мало-мальски заметный камешек уже многократно описали, сфотографировали и потрогали руки тысяч предшественников. Но в этом был и своеобразный вызов – постараться увидеть то же самое своими глазами, сойти с протоптанной тропы в сторону, задержаться там, где большинство пробегают на полном ходу.
Мой путь лежал в столицу Венгрии Будапешт, откуда наша группа сразу же переехала на автобусе в столицу Австрии Вену. После двух полных дней в Вене нам предстояло вернуться в Будапешт, причем по пути еще была запланирована остановка в столице Словакии Братиславе с пешеходной экскурсией по историческому центру этого города. Таким образом, программа короткого недельного тура вполне оправдывала его красивое название «Три столицы».
Помимо того, что в наши дни Вена, Будапешт и Братислава являются столицами небольших современных европейских государств, их объединяет общая историческая роль как центров, где творилась история Европы в последнюю тысячу с лишним лет, где рождались, погибали и снова возрождались великие монархии и целые империи. Австрийскую империю собирали постепенно, от захолустного германского герцогства до огромного государства, простиравшегося на добрую половину Европы. И центром этого государства всегда была Вена – с этого города и началась основная программа моего тура.
Как ни странно, нынешняя Вена хранит не так много примет далекого прошлого – старый город словно пережил второе рождение в середине 19 века, когда окрепшая империя наконец-то смогла обезопасить свою столицу от постоянной угрозы иноземного нашествия. А до этого город, находящийся на перекрестке всех дорог, регулярно подвергался осадам неприятельских войск. Кто только не побывал под стенами Вены – и наши хорошие знакомцы монголо-татары, и венгры, и турки… Причем все они приходили сюда по нескольку раз, как будто уже тогда пользовались тем, что благодаря коротким европейским расстояниям и хорошим дорогам любая поездка оказывается весьма непродолжительной :) Поэтому вплоть до начала 19 века Вена была маленьким городом, который вполне мог бы поместиться в пределах московского бульварного кольца, город окружала крепостная стена, а дальше простиралась пустая равнина, где любого неприятеля было хорошо заметно уже издалека.
Ну а в пору расцвета Австрийской империи стену разобрали, и на месте средневекового города стремительно выросла новая имперская столица, в которой каждая улица, каждый дом были частью единого проекта, символизирующего богатство и могущество государства. В связи с этим неудивительно, что во время прогулок по центру Вены я неоднократно ловил себя на неожиданном ощущении сходства Вены и Санкт-Петербурга. Конечно, отдельные черты облика этих двух городов сильно различаются, но общий замысел города как символа империи, хорошо знакомый мне по нашей северной столице, я в полной мере почувствовал и в Вене.
Впрочем, Австрийская империя была во многом более уютной и какой-то даже домашней империей, да и сама имперская Вена все-таки не была построена на пустом месте, а выросла из узких улочек и островерхих шпилей соборов старого города. Крупные формы императорского дворца Хофбург с конными статуями венценосных особ производят впечатление, но окна покоев императора Франца Иосифа выходят прямо на кофейню, существующую на площади перед дворцом с позапрошлого века. Таким образом, при желании император вполне мог слышать разговоры своих подданных за чашечкой кофе, и даже – почему бы и нет – сам составить им компанию. На противоположной стороне площади находится церковь, в которой неоднократно бывал Моцарт, а в самом центре площади в результате недавних раскопок открыты основания стен древнеримских построек. Кстати, в целях защиты от весенних паводков на полноводном Дунае, римляне тогда построили свой город на некотором отдалении от реки. Впоследствии и Вена унаследовала такое расположение, поэтому в отличие от большинства придунайских городов австрийская столица не выходит на Дунай своим парадным фасадом, а находится несколько в стороне от него.
От площади перед Хофбургом начинается торговая улица с современными роскошными магазинами, в центре улицы возвышается заметная венская достопримечательность – Чумная колонна, напоминающая об эпидемии чумы, которая случилась в 17 веке и унесла десятки тысяч жизней. А приводит эта улица прямиком к главному храму австрийской столицы – кафедральному собору Святого Стефана. Этот храм был заложен около 900 лет назад, с тех пор многократно перестраивался, и его потемневшие стены помнят как ядра турецких пушек, так и авиационные бомбы, падавшие на крышу собора в конце второй мировой войны. От собора можно пойти в направлении бывшей крепостной стены, на месте которой сейчас проходит знаменитая венская улица Рингштрассе. На Рингштрассе расположены такие величественные сооружения, как Парламент, Ратуша, Государственная Опера… Здесь же находятся здания многочисленных музеев, театров, университет – ясно, что именно в этом месте бывшая имперская столица предстает перед нами во всем своем блеске.
Но нынешняя Вена как будто не настаивает на своем величии – рядом с какой-нибудь колоннадой и статуями в античном стиле обязательно окажется уличная закусочная, среди исторических зданий смело заняли свое место современные сооружения самых причудливых форм. А роскошные усы Франца Иосифа и прелестное вечно молодое лицо его жены императрицы Сисси смотрят на нас не только с музейных портретов, но и с этикеток бутылок и кондитерских коробок. Поэтому в целом венский характер показался мне легким и ненавязчивым, как запах кофе и свежеиспеченного штруделя, который неуловимо присутствует там везде в воздухе, даже если рядом не видно ни одной кофейни.
Разумеется, здания, улицы и площади – это еще не весь город. В Вене масса парков, большинство из них представляют собой просто приятное место для прогулок. А самый известный парк Вены – Пратер – находится на берегу Дуная и привлекает горожан и туристов многочисленными аттракционами, прежде всего гигантским колесом обозрения, которое считается одним из символов города. После того, как Вена вырвалась за пределы крепостной стены, в черте города оказались также бывшие загородные дворцы, где члены императорской семьи проводили жаркие летние месяцы. Более скромный изящный дворец Бельведер находится практически у ворот старого города, а чуть подальше от центра располагается ансамбль дворца Шенбрунн, который сразу был построен как летняя резиденция императорской семьи. Чуть подальше по австрийским меркам – это несколько остановок на метро. Конечно, в Петергоф или Царское Село пришлось бы ехать из Санкт-Петербурга гораздо дольше, но в остальном все очень похоже – центральный дворец, покои которого помнят многие поколения Габсбургов, и обширный парк с геометрически точными линиями аллей, фонтанами, подстриженными кустами и мифологическими скульптурами.
В общем, побывав недавно в Петергофе, я не получил в ходе прогулки по парку дворца Шенбрунн принципиально новых впечатлений. При дефиците времени вполне можно было бы ограничиться здесь кратким осмотром, а потратить сэкономленные драгоценные часы лучше на знакомство с какой-нибудь очаровательной венской улочкой или дегустацию блюд местной кухни. Впрочем, для любителей культурного отдыха Вена предлагает массу вариантов более изысканного проведения свободного времени. Даже в летнее время в местных театрах почти ежевечерне исполняется классическая музыка, а в красивейшей церкви Карлскирхе как раз в последний вечер моего пребывания в Вене можно было послушать трагический «Реквием» Моцарта.
Хотя венскому характеру, как я его почувствовал, все-таки гораздо больше подходят вальсы Штрауса. Их вообще можно считать основной музыкальной темой этого города. Памятные места, связанные с жизнью и творчеством Штраусов – отца и сына – можно встретить в Вене на каждом шагу. Но особенно любопытной в этом смысле оказалась экскурсия по маленькому курортному городку Баден, который располагается поблизости от Вены в живописной местности под названием Венский лес. Оказывается, во время работы над своей знаменитой опереттой "Летучая мышь" композитор жил именно здесь, и после выхода этого сочинения в свет местные жители стали узнавать в каждом персонаже самих себя или своих соседей. Экскурсовод показала нам на одной из улочек здание местной ратуши, где были предусмотрены камеры предварительного заключения – именно там по сюжету содержали незадачливого охотника. А наискосок на другой стороне улицы до сих пор стоит красивый особняк местного аристократа, который регулярно давал пышные балы для высшего общества. Так вот, когда я в следующий раз буду смотреть эту историю, уже смогу точно представить, что попасть из тюрьмы на бал и обратно было нетрудно – только через улицу перейти :)
Знакомство с австрийской столицей оказалось совсем коротким, но мне показалось, что мы с ней остались вполне довольны друг другом. Покидая Вену я не испытывал грустных эмоций, ведь это явно противоречило бы преобладающему здесь настроению. Да и к тому же я был уверен, что этот город, находящийся в самом центре Европы, когда-нибудь непременно еще окажется на моем пути, и новая встреча будет не менее приятной.
Тюков Владимир