Бельгия – самая молодая страна Европы

Бельгия – самая молодая страна Европы. Свою независимость она обрела только в 1831 г. До этого страной управляли Римская империя, Испания, Нидерланды, Франция и Германия. В результате исторических передряг в сегодняшней Бельгии три государственных языка: фламандский, французский и немецкий. При достижении своей цели жителей этого королевства всегда отличали упорство и настойчивость
в сочетании с французским изяществом и немецкой педантичностью. Итогом любой деятельности была и остается высокая ответственность за сделанное, когда любой продукт или услуга становятся практически эталоном.
Географически Королевство Бельгия расположено в Западной Европе, на восточном побережье Северного моря, соседствует с Нидерландами, Люксембургом и Германией. Территория страны состоит из трех природных районов: береговой равнинной полосы, центрального плато с холмами и плодородными почвами и горной части – Арденн.
Бельгия – это прежде всего развитая сеть автомобильных и железных дорог, пронизывающих страну вдоль и поперек. Это древнее искусство лучших в мире кружев ручной работы, которые и по сей день находят спрос. Здесь самое большое количество аптек на душу населения. Благодаря своей богатой истории в Бельгии переплелись культурные традиции многих наций, что делает ее Европой в миниатюре.
Любой гость, посещающий Бельгию, вряд ли останется равнодушным к тому, как местное население умеет готовить креветки с помидорами под майонезом. Еще одна особенность, которую отмечают туристы, – великое множество исторических достопримечательностей на 1 кв. м.
Бельгию можно назвать настоящим раем для гурманов и сладкоежек. Только пива тут производится более 350 видов! Причем до сих пор сохранилось пивоварение в аббатствах.
Лицо столицы
По российским меркам Бельгия – это микротерритория с населением (10 млн человек) меньше, чем количество жителей Москвы. Здесь сосредоточен богатый арсенал средневековых памятников, отражающих культурные традиции многих народов Центральной Европы. На фоне конгломерата раритетов прошлого выделяются уникальные строения, созданные по проектам бельгийских зодчих в короткий период независимой государственности.
Столица страны – Брюссель с населением около 1 млн человек. Город знаменит своими многочисленными дворцами и музеями. Особой любовью туристов пользуется «Маннекен Пис» – «писающий мальчик». Его история относится к XVI в. По одной из легенд маленький мальчик, сын богатого горожанина, потерялся на улицах города. Радостный отец увековечил сынулю в позе, в которой тот был найден спустя пять дней. В прошлом по праздничным дням из фонтана лилось вино или пиво. Сегодня мальчик радует посетителей своими многочисленными нарядами (от Дракулы до папы римского) и в его гардеробе насчитывается более 600 костюмов.
Однако, по мнению многих туристов, посетивших Бельгию за последние 50 лет, самое сильное впечатление на них произвел Атомиум, построенный в 1958 г. к международной выставке «Экспо-58». Это уникальное по конструкции сооружение представляет собой увеличенную в 165 млрд раз молекулу железа, достигающую высоты 102 м. После окончания выставки Атомиум хотели снести, так как он не вписывался в общий ансамбль города. После многочисленных дискуссий победило разумное решение сохранить его как памятник науки ХХ в. Сегодня Атомиум – такой же символ Брюсселя, как Эйфелева башня в Париже.
Еще одно известное «туристическое» место бельгийской столицы – площадь Гранд Плас, представляющая собой эклектическое сочетание различных архитектурных стилей. Здесь каждый дом носит свое имя: «Роза», «Золотое дерево», «Лебедь» и т. п. Атмосфера средних веков поддерживается заботливой охраной памятников, имеющих историческую ценность. Например, на узенькой улочке Мясников уживаются десятки ресторанов, завлекающих клиентов искусно разложенными орнаментами из морепродуктов. Интересный пример использования первых этажей средневековых домов для современных нужд в старом городе.
В послевоенные десятилетия внешнеполитический курс Бельгии определяется ее членством в НАТО и ЕС, для которых в Брюсселе построены многочисленные объ-екты, отвечающие самым высоким требованиям жизни и деятельности этих служб. Лицо современной столицы ЕС определяется архитектурой этих многометровых высотных зданий из стекла, бетона и стали.

Всего по Чуть-Чуть
Тонкая резьба по белому камню изящных сандриков, входных порталов, дома в сочетании с красно-коричневой кирпичной кладкой стен создают необыкновенный аромат старины. Такому стилевому приему архитектуры трудно найти определенное название, но он характерен для многих улиц и площадей небольших бельгийских городов.
Их отличительной особенностью также является украшение наружных стен индивидуальных домов и даже целых улиц вьющимися растениями. Именно они являются зачастую главным декоративным акцентом, придающим облику города красоту и индивидуальность. Изящная металлическая конструкция, которая удерживает растения, почти незаметна. Такой живой настенный ковер, сотканный из различных видов растений, укрывает строения от фундамента до крыши, придает жилищу необычный сказочный вид, защищая стены дома от летнего перегрева, а зимой от сильных ветров. Сказывается житейская мудрость обитателей малых прибрежных городов, жилища которых обращены к воде.
Многие бельгийцы владеют небольшими по площади участками, но при этом изо всех сил стараются облагородить каждый сантиметр свободной от постройки земли. Такой участок – это непременно изящный по форме и разнообразию цветов и растений газон, мощеные дорожки, вертикальные цветники, низкорослые деревца. Живописную композицию может дополнять декор из орудий труда сельхозназначения.
Как никто другой, бельгийцы, обустраивая свой сад, умеют передать художественно-декоративное «чувство», которое художники называют словом «чуть-чуть». Казалось бы, что может дать саду простая дорожка? Однако сочетание мелкого окрашенного гравия с прямоугольной плиткой может стать изюминкой благоустройства.
Еще одна особенность таких садов – зеленая изгородь, имеющая, как правило, разную форму от квадрата до овала. Надо лишь не забывать регулярно стричь газоны и кустарники.
В качестве декора во многих садах Бельгии любят использовать атрибуты деревенского быта. В дело идут колеса от старых телег, грабли, лейки, садовые тележки и другие предметы, обильно декорированные вьющимися растениями, цветами.

Река и алмазы

Антверпен – второй крупнейший после Роттердама порт страны. Город находится на берегах полноводной реки Шельды, служащей свое-образной внутренней артерией движения кру-пнотоннажных судов, по которой перевозят грузы из Африки, Азии и Америки. Благодаря своему географическому положению этот порт стал перевалочным пунктом и для различных грузов стран Западной Европы.
Антверпен – мировая столица алмазов. Через руки местных ювелиров проходит 85% необработанных и 50% шлифованных алмазов со всех уголков мира. В алмазном квартале Антверпена находятся сотни ювелирных магазинов и алмазных мастерских.
Во многих справочниках, повествующих о городе, согласно растиражированной легенде есть свое объяснение, связанное с названием этого города. Одна из них такая. С незапамятных времен жителям Антверпена досаждал злобный великан Друон Антигон, кидавший сотни мирных людей в бурные воды Шельды до тех пор, пока отважный римский солдат Брабо не отрубил ему руку.
На старом фламандском диалекте выражение «ханд верпен» обозначает «кидать руку» – именно оно и послужило названием городу. Поэтому в многочисленных кондитерских можно приобрести шоколадные, марципановые и печеные ладошки, а по городу разбросаны каменные и бронзовые руки различных размеров.
Мировую славу Ант-верпена поддерживает художественный бомонд из всех стран Европы, который привлекают сюда многочисленные музеи, галереи, творческие студии современных мастеров кисти и резца. В прошлом здесь жил и творил Рубенс, а сегодня город стал излюбленным местом творческих встреч дизайнеров. Королевская академия искусств подарила миру таких модных дизайнеров, как Мартин Маргиела, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс.
Гордость местных жителей – его многочисленные музеи, розовые замки, соборы и церкви. В Антверпене, как ни в одном другом городе страны, переплелись архитектурные стили – от пламенеющей готики до совершенных форм ренессанса. Так, уникальный замок-крепость Стин, построенный в ІХ–Х вв., величественно главенствует над старым городом. Его монументальная архитектура проста и лаконична. Поседевшие от времени стены, сложенные из камня, демонстрируют современникам мастерство и качество работы строителей прошлого.
Нельзя обойти вниманием и такие раритеты прошлого, как Королевский музей искусств, музей Майер Ван ден Берг, собор Богоматери, церковь Св. Иакова, королевский замок Гаасбек, Музей скульптур. Все они – наглядная живая демонстрация каменной архитектуры прошлых веков, в стены которой втиснуты реликвии прошлого и отдельные экспонаты настоящего.

Самый фламандский город

Гент называют самым богатым и самым фламандским городом страны. Этот небольшой по современным меркам мегаполис был известен уже в VII в., а в средние века считался вторым по величине городом Европы. Городскую среду Гента украшают церковь Св. Николая, улица старинных домов Граслей, Королевский дворец, Музей современного искусства с обширной коллекцией старых фламандцев (XV–XVI вв.) и строгое здание Оперы.
Город знаменит своей роскошной кухней и ресторанами, вобравшими в себя изыски французской кухни с простотой и богатством фламандской кулинарии. Современный Гент сочетает в себе средневековую архитектурную роскошь центра города с широко развитыми современными индустриальными окраинами, делающими его одним из самых промышленноразвитых центров Бельгии.
Много веков подряд  Гент соперничает с другим красивейшим бельгийским городом – Брюгге, находящимся от него на расстоянии 46 км. Все начиналось с двух крепостей, возведенных федералами для защиты от викингов. Затем вокруг крепостей стал селиться разночинный люд, что послужило основой для возникновения городов, главными занятиями в которых были ткацкое ремесло и торговля тканями. Слава фламандских тканей и кружев, к слову сказать, гремела по всей Европе.
Города росли, строились новые дома и различные сооружения. Уже в ХІІІ в. они могли состязаться по красоте со, страшно сказать, королевским Парижем. В тот период в Брюгге и Генте проживало 50 000 человек. Торговля и войны между собой заставляли население строить не только церковные храмы, но и опоясывать поселения крепостной стеной с башнями. Многие защитные сооружения дошли до наших времен и привлекают внимание своей монументальностью.  На фоне суровых бастионов легкая и изящная вязь деталей культовых и торговых зданий приобретает сегодня почти театральную декоративность.
Главный раритет Гента – собор, названный в честь святого Баво, архитектура которого отвечает канонам романского стиля. Внутренние своды собора внушительны и величественны. В его интерьерах можно увидеть знаменитое полотно работы братьев ван Эйк (ХV в.) – «Поклонение агнцу». Бесспорно, украшение внутреннего пространства – яркие витражи, придающие культовому сооружению фантастический облик.
Среди шедевров собора выделяется резная кафедра из дуба и мрамора (работа Лорента Дельво), циклопических размеров орган (1653 г.) – самый большой в Бенилюксе – и две картины Питера Пауля Рубенса.
Старую крипту, основой которой стал собор Св. Баво, украшают две картины иеронима Босха – одного из самых своеобразных и загадочных художников Нидерландов.

Рассказ о Генте будет неполным, если обойти вниманием еще одну достопримечательность города – фландрскую башню Белфорт, которую использовали как дозорный маяк для оповещения жителей о пожаре или нападении врагов. Даже в наше время она возвышается в застройке Гента. Башню завершает гордо сидящий дракон. А по углам крыши стоят постовые солдаты, зорко следящие за порядком в городе.
Эта же башня является и колокольней, где находится карильон, состоящий из 54 колоколов. Его музыкальные трели славятся на всю Бельгию. Туристы из разных стран мира специально приезжают сюда послушать многоголосый малиновый перезвон.

Другая достопримечательность Гента – строчная застройка старой части города. Она любопытна тем, что многие современные здания (жилые, торговые, общественные) тут легко «врастают» в ткань существующей долгие годы застройки. Высота старых и новых домов одинакова – примерно два-три этажа. Порой одинаков и силуэт. Современные фасады отличаются лишь другой формой окон, входных дверей, некоторых деталей, которые ни в коей мере не собираются нарушать архитектуру прошлого.

Виктор СТРАШНОВ,
Ольга СТРАШНОВА,
Москва – Брюссель – Антверпен – Гент – Москва